пʼятниця, 20 березня 2015 р.

ВЕЛИКИЙ БАХ. К Дню рождения композитора

Глеб Семёнов

Бах

Не верю, нет, не органист
Меня во прах поверг!
Летели камни сверху вниз,
А души снизу — вверх.

Был каждый вновь из ничего
Прекрасно сотворён.
О ты, слепое торжество
Знамён, племён, времён!


Тщета интриг, тщета вериг,
Тщета высоких слов…
Есть человека первый крик,
Любви внезапный зов.

Есть добрый труд из года в год
И отдых в день седьмой.
И время течь не устаёт,
Как небо над землёй.


Какая разница: свеча
Или мильоны свеч?
Какая разница: парча
Или лохмотья с плеч?

Геройствуй, схимничай, греши, —
За жизнью — только смерть.
Лишь в редких проблесках души
Сияет третья твердь.

Там над обломками эпох,
С улыбкой на губах,
Ведут беседу Бах и Бог,
Седые Бог и Бах. 


1966

Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее - он вечный...
Р. Шуман


http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/574/67574382_bachhausmann.jpg
Э.Г. Хаусманн. Портрет И.С. Баха. 1747.
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (Bach)
(21 III 1685, Эйзенах - 28 VII 1750, Лейпциг)
Бах - композитор парадоксальный. Вот один из парадоксов. Притом, что Бах занимает первую строчку в любом списке самых часто исполняемых композиторов, у него нет таких мелодий, которые мы бы насвистывали или напевали в минуту грусти или радости - первый признак популярности. И это притом, что у Баха есть несравненные страницы музыки грустной и музыки радостной! Популярность - необычайная - гениального Баха иного рода, нежели популярность сладкозвучного Иоганна Штрауса, например.

1520 годом помечен корень ветвистого генеалогического дерева старинного бюргерского рода Бахов. В Германии слова "Бах" и "музыкант" в течение нескольких столетий были синонимами. Однако лишь в п я т о м поколении "из их среды... вышел человек, чье славное искусство излучало столь яркий свет, что и на них пал отблеск этого сияния. То был Иоганн Себастьян Бах, краса и гордость фамилии и отечества, человек, которому, как никому другому, покровительствовало само Искусство Музыки". Так писал в 1802 г. И. Форкель - первый биограф композитора на заре нового века, ибо век Баха распростился с великим кантором сразу после его смерти. Но и при жизни избранника "Искусства Музыки" трудно было назвать избранником судьбы. Внешне биография Баха ничем не отличается от биографии любого немецкого музыканта рубежа XVII-XVIII вв. Бах родился в маленьком тюрингском городе Эйзенахе, раскинувшемся неподалеку от легендарного замка Вартбург, где в средние века, по преданию, сходился цвет миннезанга, а в 1521-22 гг. звучало слово М. Лютера: в Вартбурге великий реформатор переводил на язык отечества Библию.

И. С. Бах не был вундеркиндом, однако к 17 годам он владел клавесином, скрипкой, альтом, органом, пел в хоре, а после мутации голоса выступал как префект (помощник кантора). В 1702 г. из стен Michaelschule вышел достаточно образованный музыкант. Постоянным стремлением к совершенствованию отмечена его музыкантская карьера, связанная по традиции времени с церковью, городом или двором. Не по воле случая, предоставлявшего ту или иную вакансию, а твердо и настойчиво поднимался он на очередную ступень музыкально-служебной иерархии от органиста (Арнштадт и Мюльхаузен, 1703-08) к концертмейстеру (Веймар, 1708-17), капельмейстеру (Кетен, 1717-23), наконец, кантору и директору музыки (Лейпциг, 1723-50). При этом рядом с Бахом - музыкантом-практиком рос и набирал силу Бах-композитор, в своих творческих побуждениях и свершениях шагнувший далеко за пределы тех конкретных задач, которые перед ним ставились.

Бах написал более 1000 музыкальных произведений. Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокращение от Bach Werke Verzeichnis — каталог работ Баха). Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую.

В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги.

1 коментар: